В ожидании Годо или Лысая певица верхом на носорогах PDF Печать E-mail
Автор: Александр Воронюк   
04.01.2015 15:51

О театре абсурда, перманентной революции, системном кризисе – по ту сторону ностальгии и светлого будущего.


Театр абсурда, или драма абсурда — абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах "Лысая певица" (La cantatrice chauve, 1950) румыно-французского драматурга Эжена Ионеско и "В ожидании Годо" (Waiting for Godot, 1952) ирландского писателя Сэмюэла Беккета. На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

— Мне помнятся карты Святой Земли. Цветные. Очень красивые. Мертвое море было бледно-голубым. Лишь только взглянув на него, я чувствовал жажду. Я говорил себе: "Мы поедем туда на наш медовый месяц. Мы будем плавать. Мы будем счастливы".
— Тебе надо было стать поэтом.
— Я им был (показывая на свои лохмотья.) - Разве не видно?
Сэмюэль Бекетт, "В ожидании Годо"

Начиная с первых матчей нашей команды в этом сезоне, меня неотвратимо преследовало чувство, что я нахожусь в какой-то другой реальности – между сном и явью, застрявшим в каком-то интермеццо. Здесь все так же, но немножечко по-другому, как во сне. Но только наяву. Как известно, сон наяву – всегда кошмар. Изменено только два элемента, и вся конструкция реальности исказилась – все так же, как и в прошлом сезоне, когда только абсурдное недоразумение не позволило Ливерпулю наконец-то осуществить свою красную мечту. Те же игроки, тот же тренер, те же схемы. Вот только без Суареса и Старриджа. Как оказалось, незначительного смещения хватило, чтобы перевести все в фарс. Как на четверть филолог я сразу вспомнил из своего университетского прошлого прекрасный жанр, который как нельзя лучше характеризует то, что происходит в команде. Это театр абсурда.

І

Кризис, в котором находится Ливерпуль – системный, а не кадровый. Команда так и не смогла перестроиться под новые реалии медиа-футбола, застряв в онтологическом междувременьи, пространстве без времени и места – между романтической и сентиментальной ностальгией "по старым, добрым временам" и целой вереницей модернизационных проектов, сулящих безоблачное будущее и колбасу по 2.20. И провал этот начался не с Роджерса, и даже не с Кенни и Ходжсона. Все тянется еще со времен Сунесса.

Характернейшая черта этого кризиса – состояние перманентной революции, когда реальность становится постоянным становлением – битвой, строительством, которое вот-вот должно закончиться и перейти в стадию стабильности, но этого не происходит – цель всегда отдаляется, в самый последний момент выскальзывает из рук и все начинается снова. Все как в песне: "И вновь продолжается бой. И сердцу тревожно в груди" (с).

Поворотные моменты нашей новейшей истории всегда связаны с провалом некоего революционного проекта – первого, и поэтому чертовски неуклюжего европейско-менеджерского Сунесса, европейско-менеджерского с привкусом дуумвирата Улье, столь же напыщенной, сколь и пустозвонной Рафалюции, возврату к олдскулу во времена Ходжсона и Кенни, и теперь революции тики-таки Роджерса. Каждая из этих революций забегала наперед в неких фундаментальных событиях-достижениях, которые не давали постепенного, эволюционного развития команде - лишь нелепые попытки повторить прыжок выше своей головы. В период Улье это был год 5 кубков и борьба за чемпионство в сезоне 01/02. В период Рафы – Стамбул и "почтичемпионский" сезон 08/09. В период Роджерса – "почтичемпионский" же сезон 13/14.

Успех имеет лишь та революция, которая не только затрагивает и рушит основы, но и которую в свою очередь побеждает уверенная, прагматическая реакция. У нас же последнего компонента нет – все стремятся наскоро выстроить свое здание, которое от дуновения ветра тотчас же рушится, хотя на вид кажется таким незыблемым и стойким. Вот что сделали наши конкуренты и не сделали мы – Фергюсон, Венгер и Моуриньо построили систему, которая позволяет восполнять потерю фундаментальных элементов так, чтобы самой системе при этом не грозило уничтожение.

ІІ

— Но ты не можешь идти босиком.
— Иисус мог.
— Иисус! Нашел кого вспомнить! Ты же не будешь себя с ним сравнивать?
— Всю свою жизнь я себя с ним сравнивал.
— Но там было тепло! Там было хорошо!
— Да. И распинали на крестах.

Ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит — ужасно.
Сэмюэль Бекетт, "В ожидании Годо"

Все менеджеры новейшей эпохи Ливерпуля, начиная с Суннесса – эдакие игроки, играющие в игру ради самой игры, утратившие в раже связь с любой целью. Мечтатели-утописты, каждый со своим проектом Города Солнца. Суннесс – все развалить и начать сначала, набрав посредственных игроков с британским паспортом, Эванс – все возвратить к старым добрым временам. Улье – все развалить и набрать посредственных игроков с французским паспортом. Бенитес – все развалить и набрать посредственных испанских игроков, чтобы постоянно их ротировать. Ходжсон и Далглиш – вернуться к истокам британскости Ливерпуля, набрав посредственных игроков – сначала со всего мира, а потом исключительно из Британии. Роджерс – утопия тики-таки: набрать игроков Суонси и Саутгемптона, а также списанных в утиль футболистов топ-клубов. Беда всех этих людей в том, что рано или поздно цели подменялись средствами, и они попросту заигрывались, теряя контакт с реальностью. Все это лишь усиливало и продолжает усиливать ощущение абсурдности происходящего – ведь при видимой смене декораций суть оставалась та же – неизменное барахтание при попытке выстроить Город Солнца в отдельно взятой половине города Ливерпуль.

ІІІ

Вот вам весь человек: жалуется на обувь, когда ноги виноваты.
Сэмюэль Бекетт, "В ожидании Годо"

По прошествии половины нынешнего сезона уже можно предъявить претензии конкретно к нынешнему положению дел в команде – лично тренеру, который должен отвечать за результат – как-никак, прошел довольно внушительный период его бурной деятельности на посту менеджера. Итак:

1. Невнятный статус менеджера в трансферной политике. Не ты ли главным условием своей работы здесь ставил единоличный контроль над всеми менеджерскими аспектами игры? Где логика? Почему не попал в десятку ни один (!) трансфер, осуществленный Роджерсом? Почему ни один игрок, купленный тобой, не вышел на новый уровень? Нам скажут – во всем виноваты жидомасоны, то есть злой-презлой скрытый трансферный комитет, которому поставлена задача уничтожить прекрасный и славный Ливерпуль. Но зачем тогда подписываться на такую должность – должность, где степень ответственность не соответствует полномочиям? Мы находимся в ситуации классической советской бюрократии – когда слишком много чиновников, ответственность поделена несоразмерно полномочиям, что в свою очередь вызывает отсутствие инициативы и невозможность "назначить виноватого" - все будут кивать на другого: у него-то полномочий больше, чем у меня! Что, в свою очередь, порождает все "прелести" бюрократической машины – коррупцию, очковтирательство, расхлябанность, и, в конце концов, вырождение.

2. Почему в прошлом сезоне команда успешно играла на стандартах у чужих воротах, а в этом этого нет?

3. Почему за три года тренерской работы команда не научилась играть БЕЗ мяча? Разве непонятно, что в современном, предельно универсализированном футболе нельзя добиться успехов, играя одной лишь схемой? Где, черт возьми, разнообразие? Реальное, а не на бумаге, когда, что не лепишь – 4-3-3, 4-4-2, 3-6-1, 3-4-3 – выходит всем известная универсальная субстанция? Нам скажут – но позвольте, тренер учится, он молодой и неопытный, к тому же он нашел более-менее подходящую для имеющихся у него игроков схему. Но за этим гениальным ходом стоит лишь обреченность и отчаяние человека, который не может понять, "почему все не так", хотя вроде "все как всегда" (с)?

4. Где поставленная игра в обороне?

5. Почему в каждую линию не куплен топ-игрок – системообразующий игрок, который будет составлять остов команды? Без него может выйти добротный, легкий, воздушный коллектив, но он будет бесхребетным – во всех смыслах. Именно этого мы сегодня не видим – хребта. Миньоле, Ловрен, Аллен с Джеррардом, боже упаси Борини с Балотелли – что это? Кто все эти люди и почему они так стремительно деградируют?

ІV

— Пошли отсюда?
— Пошли.
оба не двигаются с места
Сэмюэль Бекетт, "В ожидании Годо"

Мессия придет только тогда, когда уже будет нужен; он придет только на следующий день после того, как будет возвещен его приход; он придет не в последний день, а в самый последний.
Франц Кафка

Здесь должна быть конструктивная часть материала, оптимистический план на будущее, или на худой конец, очередная версия ответа на два проклятых вопроса – кто виноват и что делать. Но в лучших традициях театра абсурда этого не будет. Мы застряли в безвременье, где ничего не происходит при видимости бурной деятельности: традиции утеряны, будущее не манит утопическими проектами, настоящее всасывает и растворяет в себе любую и любого, кто осмеливается снова начать революцию. Пламенный революционер в таком безвременье быстро становится паяцем. Здесь уже нет героев и жертв, злодеев и храбрецов. Все ждут – но чего? Кого? Мессию? Годо, как Владимир и Эстрагон – персонажи пьесы Бекетта? А вдруг он не придет? Или – что хуже – он уже приходил, но его не заметили? Или ждут не в том месте?
e-max.it: your social media marketing partner
 

Предыдущий матч


sund 
Брайтон0
Ливерпуль1
Премьер-лига
Дата: 12.01.2019
Стадион: "Фалмер Стэдиум"



Команда И В Н П О
1 Ливерпуль 22 18 3 1 57
2 Ман Сити 22 17 2 3 53
3 Тоттенхэм 22 16 0 6 48
4 Челси 22 14 5 3 47
5 Арсенал 22 12 5 5 41
6 Ман Юнайтед 22 12 5 5 41
7 Уотфорд 22 9 5 8 32
8 Лестер Сити 22 9 4 9 31

Подробнее


Группа С

Команда И О
ПСЖ 6 11
Ливерпуль 6 9
Наполи 6 9
Црвена Звезда 6 4

Подробнее

Третий раунд
Ливерпуль – Челси
1:2
 
Третий раунд
Вулверхэмптон – Ливерпуль
2:1

Подробнее 

Следующий матч


sund 
Кристал Пэлас
Премьер-лига
Дата: 19.01.2019
Время: 15:00 по Лондону
Стадион: "Энфилд Роуд"



Игрок АПЛ Всего
Салах 14 17
Фирмино 8 10
Мане 8 9
Шакири 6 6
Милнер 3 5
Старридж 2 4
Автогол 2 2

Подробнее



Группа С

Команда И О
Ливерпуль 6 13
ПСЖ 6 13
Наполи 6 6
Црвена Звезда 6 1

Подробнее


Команда И О
1 Эвертон 15 28
2 Лестер 15 27
3 Дерби Каунти 15 26
4 Брайтон 15 24
5 Ливерпуль 15 21
6 Челси 15 21
7 Арсенал 15 20

Подробнее



Наш опрос

Выберите лучший зимний трансфер Ливерпуля за последние 10-15 лет.
 
В футболе есть культура питья, я знаю о ней, так как я был ее частью.
Джон Олдридж